8.8.07

О демографии и физкультуре

Вчера В. Путин встретился с Министром образования и науки А. Фурсенко.



Среди обсуждавшихся вопросов был поднят вопрос о демографии:

"В.ПУТИН: Вы говорили о демографии. Как Вы предполагаете улучшать работу в области физической культуры в средних учебных заведениях, имея в виду, что это напрямую связано с проблемами демографии?

А.ФУРСЕНКО: Во-первых, идет активная работа с Росспортом, спортивными федерациями. По Вашему поручению недавно было проведено совещание в Администрации Президента. По другим направлениям мы движемся. Во-первых, нужно изменить подход к преподаванию физкультуры в школе, (это касается и вузов, но вузы - это следующий этап). Сегодня в школах заниматься физкультурой скучно и именно поэтому многие дети не хотят участвовать. Поэтому целый ряд федераций - футбольный союз, федерация волейбола, федерация баскетбола -предлагают организовать внутришкольные и межшкольные соревнования. Они готовы помочь в этом - чтобы была структура. Скажем, соревнования идут (например, "Кожаный мяч"), в них принимают участие большое количество людей, но нужно попытаться добиться того, чтобы все школы были включены. Второе - изменение стандартов преподавания физкультуры в школе. У нас созданы рабочие группы с участием Росспорта, Российской академии образования и параллельно с запуском таких соревнования мы хотим качественно и принципиально изменить стандарты преподавания в школе. Тут есть определенные сложности: мы должны обеспечить полную безопасность. Абсолютно ясно, что когда начинаются спортивные игры, сложнее отслеживать технику безопасности, но необходимо идти на это, потому что только таким образом можно привлечь ребят на физкультурные площадки в школе. Работа идет, мы создали совместные рабочие группы. Я думаю, чтобы узаконить, запустить эти структуры, стандарты образования, потребуется определенное время. Мы поставили перед собой задачу, чтобы к следующему лету у нас все стандарты были сформулированы. Мы хотим этот год использовать для того, чтобы психологически переменить ситуацию, ввести в школе другое отношение к физкультуре.

В.ПУТИН: Конечно, безопасность должна быть обеспечена, но если этого не делать, не заниматься физкультурой и спортом, то подползут другие угрозы - наркотики, преступность, пьянство. Поэтому безопасность - вопрос номер один, который должен быть решен. Вы правы, организация занятий физкультурой и спортом должна быть изменена и поднята на качественно новый уровень".


Помню в школе было 2 урока физкультуры в неделю, по 45 минут каждый. Научиться чему-либо да и поправить здоровье при такой организации занятий было невозможно. Напротив, были освобожденные по состоянию здоровья.

Для занятий не было условий. Например, зимой сдавали нормативы по лыжам, а потом взмыленные шли на следующий урок писать контрольную по русскому языку. Если грамотности учили систематически, то на уроках физкультуры этого не было - лучшим был тот, кто был здоровее, уже занимался в спортивной секции.

Если школа декларирует равный доступ детей к образованию, то это должно быть обеспечено и в организации уроков физкультуры. Объективно обучение движениям должно быть ежедневным и занимать не 45 минут. Все остальные движения - работа на компьютере и т.д. это частные случаи двигательной деятельности. Поэтому физкультура должна быть главным предметом в школе, но, конечно, должна быть и иначе организована.

Посмотрите как трудно первокласникам усидеть за партами, но потом потребность в движении искусственно сдерживается и это оборачивается накопленными к окончанию школы болезнями.

Проблема в том, что существует деление на так называемый умственный и физический труд. Сам термин "физкультура" тому подтверждение. Одним из результатов такого деления является употребление допингов - думать якобы не надо - принял лекарство и выиграл соревнование. Подобный подход используется и в пропаганде наркотиков - см. "Разделяй и властвуй" - как это делается.

Решение проблемы возможно находится в пересмотре теории физических качеств - силы, скорости, выносливости ... Великие спортсмены часто не превосходили соперников в физических качествах, но были более интеллектуальны - умели думать и максимально использовать свою подготовленность в нужное время и в нужном месте. Тем не менее, пока доминирует подход к тренировке человека как если бы это была машина.

Возможно все это будет учтено в новом образовательном стандарте. Посмотрим.