1.5.08

Валерий Борзов. 10 секунд - целая жизнь

Нашел в сети эту книгу выдающегося советского спринтера Валерия Борзова и рекомендую Вам ее прочитать.

Валерий Борзов рассказал не только сюжеты своей спортивной карьеры и описание тренировок. Важны также, на мой взгляд, и выводы, которые Вы найдете в книге. Например, этот:

"А какие же качества приобрел я за 7 лет жизни в спорте? Речь, конечно, идет не о качествах физических - силе, быстроте, выносливости, ловкости и т. п. Это все вещи тренируемые, и, естественно, в ходе занятий спортом я постепенно и постоянно повышал уровень всех этих важных для спринтера качеств. Я говорю о тех свойствах личности или чертах характера, которые позволили мне выйти на гребень высоких спортивных достижений.

Главным здесь я считаю опыт. Опыт, который был приобретен в ходе всей спортивной работы и который заключался прежде всего в привычке анализировать ситуацию, оценивать значимость происходящего и его перспективу и находить единственно правильный, или самый оптимальный, вариант решения задачи из множества имеющихся. Этот опыт я приобретал в общении с тренерами, соперниками, со многими другими людьми и, конечно, изучая себя, свой организм.

Понимаю, что это не ново и звучит, наверное, суховато. Я уже говорил о том, что, придя в сборную команду, очень быстро получил прозвище "реалиста", "запрограммированного человека". Как я относился к этим прозвищам, которые вообще все были, если так можно выразиться, одного направления? Прозвища не рождаются случайно. Они отражают определенные стороны, оттенки характера человека, его манеру поведения, его профессиональные навыки. Поэтому все мои прозвища имели под собой определенную почву. Например, "реалист". Никогда в моей спортивной деятельности и вообще в жизни я не ставил и не ставлю перед собой невыполнимых целей и задач. Не увлекаюсь иллюзиями.

Я четко намечал уровень (будь то развитие качеств или результат), которого нужно достигнуть. Планировал программу действий, которая должна была привести к достижению этого уровня (или конкретного результата), и далее упорно пытался реализовать программу, достаточно четко представляя себе главные и второстепенные детали данного процесса. Видимо, это и послужило поводом назвать меня "реалистом".

Что же касается запрограммированности моих действий, то, очевидно, повод для этого прозвища давала моя манера поведения в случаях победы или поражения.

Участвуя во множестве соревнований, я видел, как ведут себя спортсмены в самых различных ситуациях: бурно радуются, порой огорчаются, иногда даже плачут от досады. Я посчитал для себя самой удобной, или, если хотите, рациональной (ведь нужно оправдывать прозвище!), маску нейтральности, обычности, что ли. Во всех ситуациях старался оставаться и мимически, и в жестах, и душевно в нормальном равновесном состоянии".