16.4.09

Каким должен быть лидер антинаркотической политики?

Такой вопрос ставится в связи с предстоящим семинаром "Должностная инструкция ответственного за организацию работы Антинаркотической комиссии: модели и профессиональные компетенции", который состоится 15 мая 2009 года на факультете философии и политологии СПбГУ.

15.04.09 на сайте ecad.ru говорится:

"C 2003 года на Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) кроме борьбы с наркобизнесом возложена ответственность за координацию органов власти, разработку и реализацию антинаркотической политики. В этом ведомстве уже 6 лет формируется представление о профессиональных знаниях, умениях и навыках, которыми должен обладать лидер антинаркотической политики. Поскольку Аппарат Государственного антинаркотического комитета внутри ФСКН создан недавно, мы предлагаем поискать ответ на этот вопрос в Приложении к Приказу ФСКН России №370 от 31.10.2006 года "Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по должностям государственной службы Российской Федерации в органах наркоконтроля". Новые задачи организации работы Антинаркотических комиссий субъектов федерации по существу не отличаются от старых задач подразделений Межведомственного взаимодействия в сфере профилактики органов наркоконтроля (МВП). Поэтому мы предлагаем обратить внимания в Приказе на квалификационные требования именно к сотрудникам МВП.
В преддверии семинара "Должностная инструкция ответственного за организацию работы Антинаркотической комиссии: модели и профессиональные компетенции", который состоится 15 мая 2009 года на факультете философии и политологии СПбГУ. Будем признательны за комментарии и предложения о том, каким должен быть настоящий лидер именно антинаркотической политики. Должен ли он отличаться от лидера в органах безопасности, прокуратуры, милиции, наркологии, антинаркотической общественной организации, да и от своих же сотрудников наркоконтроля, профилированных только на борьбу с наркопреступностью? Если да, то чем именно? Что ему нельзя не знать или нельзя не уметь, для того чтобы быть лидером антинаркотической политики в городе, в регионе или стране? Не забывайте, что цель нашего государства в антинаркотической политике – уменьшение и наркомании и наркопреступности! Она задана сверху (статья 4 ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах") и никто из исполнительной власти не имеет права ее менять.
Адрес нашей электронной почты ecad@ecad.ru, ваши письма помогут нам лучше подготовить и провести семинар".


Заявленная цель уменьшения наркомании и наркопреступности количественно измеряема. Соответственно и деятельность должностных лиц по достижению этой цели должна иметь количественные измерители.

Смотрим ПРИКАЗ ФСКН от 4 октября 2007 года N 322 "О внесении изменений в приказ ФСКН России от 31 октября 2006 года N 370 "Об утверждении Квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по должностям государственной гражданской службы Российской Федерации в органах наркоконтроля"". Квалификационные требования, знания и навыки, например, группы должностей категории "помощники (советники)" в ФСКН России сформулированы в нем так:

"Квалификационные требования по уровню образования и специальности:

высшее профессиональное образование по специальностям, позволяющим исполнять должностные обязанности по конкретной должности.

Специальные квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей:

должен знать:

- нормативные правовые акты, служебные документы, регламентирующие соответствующую деятельность применительно к исполнению служебных обязанностей;

- основы управленческой деятельности и методику текущего и перспективного планирования;

- основы оперативно-разыскной деятельности;

- систему, структуру и функции органов государственной власти, основы их взаимоотношения;

- порядок разработки нормативных правовых актов;

- основы делопроизводства;

- правила делового общения;

должен иметь навыки:

- обеспечения подготовки материалов для принятия управленческих решений;

- обеспечения взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями;

- оперативного принятия и реализации управленческих решений;

- работы на персональном компьютере".


Как все это измерить количественно (не баллами как в школе или в институте)?

Ведь если бы знания управленческой деятельности в виде конкретной методики текущего и перспективного планирования были бы дополнены методикой оценки результатов этого планирования и своевременной коррекции планов и документов, лежащих в их основе, то этого было бы достаточно для оценки результатов достижения цели уменьшения наркомании и наркопреступности. Соответствующие навыки можно было бы протестировать, показав соискателю определенной должности состояние планов и их оценок в части его касающейся для усмотрения им проблем и формулирования предложений по их решению.

Такие методы существуют, довольно компактны, могут быть использованы с применением компьютерных технологий. Поэтому вполне возможно обойтись без бессодержательных "навыков" - "обеспечения подготовки материалов для принятия управленческих решений" и т.п.

В связи с этим важно задуматься о понятии "лидерства" в антинаркотической политике. Может важнее лидера результаты? Вряд ли лидер должен быть вообще заметен. Скорее о наличии лидера можно было бы судить по уменьшению наркомании и наркопреступности.

Упомянутое планирование и оценка его результатов должна сочетать и профилактику (распространение здорового спорта для уменьшения спроса на наркотики), и борьбу с наркопреступностью. Все зависит от представления состояния дел как есть в определенной наглядной структуре. Из этого возможно установить проблемы профессиональных компетенций и пути их решений. Ведь должностная инструкция это более подробное описание действий по определенной должности, изложенных в нормативных актах более высокого уровня (положениях, законах). Если закон изложен с пробелами в описании действий, то никакая инструкция эти пробелы не восполнит. Возникнет проблема правоприменения. Судят, например, у нас по закону, а не по инструкции.

Возможно на семинаре все это будет учтено.