1.10.10

Нужна ли нам теория допинга (часть 2)?

Вот статья по теме из уважаемого журнала "Теория и практика физической культуры" (№ 3, 2000 г.), называется "ДОПИНГ - ГАРАНТ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ ТЕОРИИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ", автор к.п.н., доцент Якимов А. М. из Московской государственной академии физической культуры, Малаховка.



Идея статьи выражена в этой цитате:

"Как известно, вот уже три десятка лет в спорте высших достижений господствует допинг, который за эти годы значительно поднял планку мировых рекордов в таких видах спорта, как легкая атлетика, плавание, тяжелая атлетика, коньки, велоспорт.

Закономерен вопрос: как авторы (Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, Ф.П. Суслов и др.) теории спортивной тренировки все эти годы реагировали на использование допинга отечественными спортсменами в тренировочном процессе? На этот вопрос можно ответить только однозначно - положительно. Являясь ведущими учеными страны на протяжении многих лет, они имели доступы во многие сборные команды страны по различным видам спорта и прекрасно осведомлены в том, что советские и российские спортсмены в основном побеждали своих соперников не благодаря принципам спортивной тренировки, разработанным ими, а благодаря запрещенным стимуляторам. И если бы не "эра допинга", то теория спортивной тренировки давно потерпела бы фиаско. Поэтому неслучайно авторы теории спортивной тренировки все эти годы не участвовали ни в какой борьбе с допингом. Видимо, они уверены, что без допинговых технологий тренировок высших достижений в спорте нет. Но так ли это?"


Следует отметить, что современная теория спортивной тренировки рассматривает спортсмена как объект информационного воздействия тренера. Вопрос формирования одинакового понимания движений и спортсменом, и тренером в этой науке ставился инициативно, но это не генеральная линия. Конечно, на практике это так или иначе решается при научении технике движений и в индивидуальном порядке. Но где методики обработки информации в знания и передачи знаний о действиях/движениях? В спортивной науке эта чрезвычайно продуктивная и актуальная тема подменена психологией. У психологии есть свое важное место когда известно как действовать.

Заметьте, воспроизводя спортсменов-объектов, они могут (и становятся) объектами для допинга.

Формирование субъектности спортсмена требует иных подходов, должно основываться на определенных знаниях, включая знания о получении знаний, а не на вере. У нас некоторые поверили, что есть "русский" допинг.

К 2005 году в стенах Санкт-Петербургского НИИ физической культуры была подготовлена междисциплинарная диссертационная работа на тему: "Начала методологии понимания и нормализации текста на примере физической культуры", в которой ставилась проблема преобразования информации в знания при обучении двигательным действиям и предлагались теоретические и практические пути решения этой проблемы. Эта работа находилась на рассмотрении примерно год, но в результате ее автор не получил ни положительного, ни отрицательного письменного отзыва. Поэтому защита не состоялась. Устно автор неоднократно слышал в свой адрес - "Вас не поймут".

Вклад отечественной спортивной науки в эту проблематику теперь отчасти проиллюстрирован.