22.6.08

Организация труда тренеров

Лето - сезон спортивных соревнований. Предполагаю, что Вы и Ваши дети участвуете в них или смотрите, например, по телевидению, Интернету, в т.ч. победу футбольной сборной России над сборной Голландии.

Сегодня, как обещал, предлагаю задуматься об организации труда тренеров. Именно они, часто остающиеся вне известности и популярности, приводили и приводят наших мальчиков и девочек в спорт, к победам, которые радуют нас и показывают миру чем является Россия.

Главное, на мой взгляд, это критически рассмотреть советский опыт организации труда тренеров, чтобы не только восстановить спортивный потенциал СССР, но и превзойти его.

В Советском Союзе был такой лозунг: "массовость - основа мастерства". Работал он так. Было открыто множество ДЮСШ, тренеры ходили по школам и приглашали детей заниматься спортом. Все это было доступно и бесплатно. Летом открывалось множество спортивных лагерей в курортных местах, проводилось большое количество многоступенчатых спортивных соревнований как по линии органов народного образования, так и по линии спортивных обществ, республик, Советского Союза (международные соревнования юниоров). Спросите тех, кто учился в школах, например, в 60-70 годы прошлого уже столетия - много ли было у них одноклассников, кто занимался в спортивных секциях? Многие записывались туда, занимались, но сколько осталось в спорте хотя бы на несколько лет? Не так уж и много, учитывая, что здоровых и подвижных детей и подростков, стремящихся проявить себя в спорте, было больше чем могла корректно вобрать в себя советская спортивная система.

Проблема была в так называемой организационной "пирамиде".

На низовом уровне детские тренеры работали с многочисленными группами начальной подготовки. По мере увеличения возраста и роста спортивного мастерства группы уменьшались в численности. На вершине "пирамиды" были элитные и известные тренеры, которые могли заниматься с 2-3 мастерами. Наполняемость групп такой "пирамиды" регламентировась нормативными актами. От соблюдения наполняемости зависила зарплата тренеров. Но действительность не вписывалась в эту систему и вот почему.

- Чтобы иметь возможность работать с несколькими способными ребятами и получать зарплату, тренер должен набрать статистов для укомплектования группы. Детям, набранным для количества, не уделялось должного внимания. Долго в группе они не задерживались.

- Наполняемость бывало соблюдалась на бумаге (приписки). Статистика массовости была искаженной.

- Тренеру, в силу такой организации, затруднительно было прогрессировать и выходить на уровень высшего мастерства. Практиковалось искусственное разделение на касты низших обработчиков детских спортивных масс со скромными возможностями и высших, элитарных тренеров, выбиравших себе учеников среди тех, кто уже был хорошо подготовлен для своего возраста. Подготовлен детскими тренерами. Детские тренеры теряли результаты своего труда. Имела место форсированная подготовка детей и подростков на скорый результат и "выжимание" их физических и психических возможностей (все равно передавать).

- Не использовалась возможность индивидуализации спортивной подготовки с самого начала занятий спортом в смешанных группах, когда у одного тренера есть и мастера, и начинающие. Передача опыта мастеров начинающим и возможность начинающего ощутить себя товарищем по группе известного мастера, учиться у сильнейших и не бояться их - все это не использовалось в должной мере, хотя и были исключения.

- Подготовка мастеров выгладила как случайность. Нужно было найти подходящий вид спорта или быть туда приглашенным. Нужно было попасть к нормальному тренеру, который не будет руководствоваться сиюминутными выгодами побед в школьном возрасте любой ценой, будет работать на перспективу способного ученика, зная, что придет время и надо будет его передать тренеру мастеров. И не всегда потому что не хватает квалификации, а потому что организационных и материальных возможностей у детсткого тренера меньше чем у взрослого. Были исключения. Например, история знает случаи когда тренерами становились родители и выводили своих детей к достижениям вопреки системе даже не работая в ней. Зарплата позволяла взять билет и полететь со своим ребенком в отпуск в Сочи на сборы с его спортшколой или обществом, поселиться в гостинице и тренировать сына или дочь на общественных началах.

Все это более менее работало в условиях возможности пропускать через детские спортивные учреждения огромного количества детей. Отсутствовала вопиющая бедность, необходимость думать о заработке для подростка после школы или где найти деньги на обучение в ВУЗе.

Сейчас другая ситуация. Здоровье детей стало значительно хуже. Спорт больше виртуализируется как разновидность шоу-бизнеса, как возможность расслабиться с пивом у телевизора и поорать ночью за успех 11 парней. Хорошо когда спорт способствует эмоциональному подъему и гордости за Родину, но важно, чтобы были сформированы новые организационно-правовые возможности привлечения в спорт и удержания там детей и подростков, чтобы новая организация труда тренеров была индивидуализированной, не позволяла терять способных и трудолюбивых юных спортстменов, чтобы положение в тренерской иерархии определялось прежде всего и как правило знаниями тренеров, чтобы спорт был не только уделом молодых (развитие ветеранского спорта).

Иначе говоря, необходим переход от количественных организационных подходов к качественным, но доступным каждому гражданину России. Тогда и со здоровьем, и с количеством медалей будет все в порядке. Современный спорт достаточно медалеемкий.