16.7.08

Социальные и биологические механизмы наркозависимого поведения

Предлагаю Вашему вниманию это учебно-методическое пособие, которое написали С. Ю. Калишевич, Е. В. Малинина, В. В. Юсупов.

Пособие предназначено для преподавателей и студентов высших и средних профессиональных образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность в сфере профилактики зависимого поведения среди подростков и молодежи.

Введение

В условиях присущего современному человечеству экзистенциального кризиса люди окружают себя различными стереотипными действиями, которые производят впечатление ритуальных, называются "увлечениями" и являются основой для формирования зависимого поведения. Такие поведенческие стереотипы мы неосознанно противопоставляем растущей внутриличностной тревоге - неизбежному спутнику современного человека. Аддикция (от английского addiction – зависимость), в широком смысле этого слова, является общечеловеческой проблемой духовного уровня. Это типичное следствие ошибочных попыток разрешения экзистенциального конфликта, ведущее, как правило, к серьезным психическим и духовным искажениям. В современном мире такие попытки становятся одним из главных способов психической адаптации человека. Наиболее опасной формой такой адаптации социум вполне обоснованно считает зависимость от наркотиков и связанное с ней наркозависимое поведение. Наркотизм - явление, с которым Россия в полной мере столкнулась во второй половине 90-х годов, а остальной мир на 30 лет раньше. Это проблема, которая до настоящего времени в мировой практике не имеет однозначных решений. Ясно одно: для поиска таких решений необходима интеграция усилий специалистов разных направлений науки и практики, так или иначе связанных с обеспечением человеческого здоровья. Спецкурс под рабочим названием "профилактика наркоманий средствами АФК" - попытка внести посильный вклад в решение проблемы как минимум государственной значимости. Подход к разработке этого курса не вполне традиционен. Разработана особая дидактическая модель, которая призвана привести слушателя к собственному глубокому пониманию феномена аддикции, начиная от его экзистенциальной, философской составляющей и кончая конкретными биологическими механизмами, формирующими наркозависимое поведение. Используя эту модель, будущий преподаватель получает возможность ориентироваться в проблеме наркотизма на довольно высоком уровне компетенции и творчески использовать полученные знания в профилактической работе.

Комментариев нет: